четверг, 5 февраля 2015 г.

Окончание путешествия. Что заставляет нас выбрать дорогу...

Случалось ли  вам  принимать спонтанные решения?! Выбирать дорогу,  я  не о той,  которой идти по жизни.  Просто, вдруг решил и поехал куда-то, или свернул в лесу на не изведанную тропинку или вдруг оказался в таком месте, где до тебя, сотни веков назад, жило несметное количество разно - племенного люда со своими помыслами, взглядами на жизнь, просто трудяг, которые жили, что бы выжить.  А  ты, сегодняшний, сел в комфортабельный автобус, с классным гидом и наслаждаешься мелькающими  за окном пейзажами. Слышишь об  умопомрачительных историях, происходивших здесь, о которых ты ещё вчера имел смутное представление или вообще не представлял себе, что именно здесь всё и происходило.  Это было так давно, что и не сразу сообразишь, что ты и судьбы людей минувших  тысячелетий переплетаются  на твоём пути. Не знаю, как вам, но со мной, в такие моменты, происходит 



какое-то расслоение жизненных эпох  и я ощущаю себя втянутой в невероятную историческую круговерть. Именно такими были мои ощущения в последнем путешествии,  которое я описываю уже четвертым постом.  Добрались-то  мы только  до возвышения нового города, эпохи римского владычества,  выросшего рядом с опустевшей древней Мараша. Римская держава, главная суперсила тогдашнего мира, простиралась от Англии до Ирака. И Бейт Говрин строился как образцовый римский город. До 68 года нашей эры жили в нем в основном потомки эдумеев. Но за два года до этой роковой даты эдумеи присоединяются к еврейскому восстанию против Рима, древний историк Иосиф Флавий пишет об отрядах эдумеев, обороняющих вместе с евреями Иерусалимский храм. И вот карательный отряд римлян в 68 году сметает город с лица земли вместе с населением, и затем город возрождается уже как римско-греческий полис, а спустя всего два года та же судьба  ожидала и сам Иерусалим. Но об этом знаем мы - сегодняшние, которым от того периода остался почти не тронутый временем римский амфитеатр. Двести  лет на его арене лились потоки крови гладиаторов, восставших рабов и христианских мучеников. А затем сама империя становится христианской и амфитеатр превращают в городской рынок.
А в 200 году нашей эры город переименовывают в Элевтерополис (город свободных людей), но арабы, завоевавшие его еще через 400 лет после этого, возвращают ему его до римское название, выговаривая его правда на свой манер  - Бейт Джибрин, а порой произнося его и как Бейт Джибриль (по-арабски - архангел Гавриил). Город вновь расцветает ненадолго при  пришедших сюда из Европы в 1099 году крестоносцах, которые делают его  главным форпостом на юге своего Иерусалимского королевства.  И так длится полсотни лет. Но в  1153 году рыцари (христиане) наконец бегут штурмом стоящий неподалеку могучий Аскалон, переносят туда центр провинции, и Бейт Говрин быстро хиреет, превращается в деревушку. И еще через сотни лет турки, новые владельцы страны, строят на запустелых развалинах небольшую крепость. На раскопках города, рядом с величественным овалом амфитеатра, археологи расчистили от земли комплекс строений, олицетворяющих  собой всю необычно - пеструю историю Бейт Гуврина. Внизу там видны мозаики и колонны древней раннехристианской церкви, они рассечены пополам стеной более поздней крепости крестоносцев, ставшей в свою очередь еще позднее основанием для мусульманской мечети. А рядом -  старая турецкая крепость, стоящая как на опорах, на ушедших от времени в землю намного более древних римских сводах и арках. И таков он весь - Бейт Говрин. На этом можно было бы закончить рассказ о замечательно проведенном дне, познакомившем с древнейшими событиями, происходившими  на заре человечества. 
Но в этот момент, наш автобус как раз свернул на шоссе и проехал мимо места, в которое шли  в воскресенье вечером двое учеников Иисуса, Клеопа и Лука.   Оба такие печальные, они шли и разговаривали. Вдруг подошел к ним сам Иисус Христос и спросил: " О чем это вы разговариваете? Отчего так печальны?"  Ученики не узнали Учителя и ответили: "Неужели ты, побывав в Иерусалиме, не слышал, что в эти дни случилось? Он спрашивает: "А что такое?" Клеопа и Лука, приняв его за незнакомца, говорят: " А об Иисусе Назорее, Пророке,творившем чудеса и учившем людей, ты слышал? Как первосвященники и начальники наши осудили его и распяли, тоже не слышал? А мы надеялись, что он Мессия, который спасет людей. Но сегодня уже пошел третий день, как он в гробу. Рано утром у гроба были какие-то женщины, они не нашли Его тела, но видели ангелов, которые сказали им, что Спаситель жив. Там же были некоторые  ученики Христа, но его самого не видели". Он сказал ученикам: " Плохо вы понимаете предсказания пророков. Разве не следовало Христу сначала пострадать, а потом прославиться, воскреснуть?" Он растолковал им все пророчества о Христе. Подошли к деревне Эммаус , что примерно в десяти  километрах от Иерусалима. Спутник апостолов хотел идти дальше. Но Клеопа и Лука просят его остаться  с ними, ведь уже поздно. Христос вошел с ними в дом. Сели ужинать. Он берет хлеб, благословляет его, разламывает и подает ученикам. Тут только ученики увидели, что это их Учитель, Иисус Христос, и узнали его. Но он вдруг стал невидим и исчез. Тогда Клеопа и Лука стали говорит друг другу: "Не горело ли, не чувствовало ли наше сердце, когда Он разговаривал с нами на дороге и объяснял нам писания!". Они очень досадовали на себя, что не догадались, что это их Учитель, и не узнали Его. Клеопа и Лука не остались ночевать в Эммаусе и вернулись в Иерусалим. Они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие ученики, сообщившие, что Христос жив и являлся Симону и Петру.  Клеопа  и Лука тоже всем рассказали, как он шел и разговаривал с ними и как они узнали его только тогда, когда Он разломил и дал им хлеб". Однако, т.к. евангелист Лука не принадлежал к числу Апостолов и потому не был таким же, как они, очевидцем. Хотя предание и причисляет Луку,  как и Марка,  к 70 ученикам Иисуса Христа и не сомневается в том, что он был одним из двух учеников, которым по дороге в Эммаус  явился Иисус Христос после Своего Воскресения, однако, сам Евангелист Лука об этом ничего не говорит; поэтому будем считать его только историком, собирателем тщательно исследованных сведений. Вот так, в полу-дреме, то ли привиделась, то ли вспомнилась мне известная притча далекого соплеменника, жизнь которого, короткая, но неординарная заставляет до сих пор массу интереса, споров, сомнений и дискуссий. А в памяти моей всплыла и озарилась новым смыслом фраза великого О.Генри, которого на самом деле звали Уильям Сидней Портер (но это уже совсем другая история): "Суть не в дороге, которую мы выбираем; нас заставляет выбирать дорогу то, что внутри нас"

Начало описания моего субботнего путешествия  (в четырёх публикация):  http://palmochka.blogspot.co.il/2015/02/blog-post.html








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *