Так сложилось, что пасхального блюда в моей семье я никогда не видела. Утверждать было ли оно вообще я не могу, так как родившись в Днепропетровске в сентябре 1949г., в 1951 моя семья, уехала восстанавливать из руин металлургический завод "Красный Октябрь" в разрушенном же войной Сталинграде. В тот год весь выпуск металлургов – прокатчиков ДМИ был брошен на восстановление. Когда-нибудь, возможно я вернусь к этой теме, а сейчас речь о другом.
Мой первый пасхальный седер прошёл в синагоге Волгограда, когда впервые в нашем городе появился раввин со своей семьёй в 1999. А после олии в Израиль моя семья проводит седер с семьей родителей зятя, у них большая родня и каждый год седер проходит в какой-то из них. Особенно я люблю, когда его проводят в Мевасерет Цион под Иерусалимом. Там сама по-себе удивительная аура и слова "В будущем году в Иерусалиме" звучат особенно жизнеутверждающе.
На протяжении веков были выдвинуты различные каноны блюда, чаще всего объясняемые обыкновенным удобством: чтобы ведущий седера не забыл ни одного из этапов. На самом деле, еще в XVI в. первым, открыто говорившим о метафизическом строении блюда, был р. Ицхак Лурье.
В его системе 10-ть составляющих ингредиентов (блюд), выставленных именно в принятом порядке соответствуют 10-ти элементам мироздания (сфирот):
Три мацы - кетер (венец непостижимого - Нептун), хохма (откровение мудрости - Уран), бина (восприятие разума - Сатурн). (Невидимый сефирот - даат (ключи знания - Вулкан, Хирон).
Зроа (куриная или баранья нога) - хесед ( величие добра - Юпитер),
Бейца (яйцо) - гвура (сила правды - Марс)
Марор (горький овощ) - тифъэрет (красота совершенства - Солнце).
Харосет (особое повидло) - нецах ( торжество жизни - Венера).
Карпас (зелень) - hод (слава возможности - Меркурий).
Второй марор (вместо него обычно кладут хазерет - хрен) - йесод (основа порождения - Луна).
Само блюдо – малхут (царство действительности - Земля, Церера)
Основные элементы метафизического строения мира в иудаизме.
1. нижний - материальный мир, состоящий из треугольника нешама (душа) - гуф (материя) - оз (энергия).
В пасхальном блюде присутствуют три элемента, отчётливо символизирующие дух (хазерет), материю (харосет) и энергию (карпас-зелень).
Хазерет (хрен). Основная черта - не столько горький вкус -это свойство обычного марора, сколько запах. На иврите реах - "запах", руах -"дух". Слово "хазерет", от глагола ХЗР "возвращаться", намек на то, что душа, в отличие от остальных элементов, неистребима и имеет способность возвращаться к жизни после смерти.
Харосет (пасхальное повидло). Аналогия с землёй проводится ещё в Талмуде, что делает харосет воплощением материи. Харосет символизирует именно телесное, материальное, плотское начало в человеке - облагороженное духом (ингредиенты харосета все взяты из Песни Песней - мистического гимна телесной любви).
Карпас (зелень; буквально - сельдерей). Зелёные растения символизируют фотосинтез, и таким образом представляют на блюде энергию.
2. Верхний мир опирается на три основы: эмет (истина) - дин (закон) - шалом (гармония). Следующие три элемента традиционного блюда отчётливо связаны с ними:
Марор (горький овощ). "Горькая истина" - выражение устойчивое. Горечь - отчётливое, отрезвляющее чувство. Марор символизирует истину.
Зроа (букв. "рука"; куриная или баранья нога). "Рука закона". Символизирует Божественный закон.
Бейца. Яйцо - совершенная структура, символизирующая гармонию; в Талмуде оно ассоциируется с праздничной жертвой хагига, которая тоже относится к шламим - "гармонизирующим жертвоприношениям".
3. Между верхним миром (7-й этаж семиуровневой модели Вселенной) и нижним (1-й уровень) находится средний мир (4-й уровень), посвящённый прямому общению низа и верха. На этом уровне происходит метафизическое действие. На пасхальном блюде эту роль играет
Маца - квинтэссенция понятия "еда": мука и хлеб, без всякой примеси, даже без воздушности, видимости, характерной для обычного хлеба. На иврите эссенция - тамцит, от того же корня, что и маца. Блюдо содержит три мацы. Верхняя и нижняя маца: полюса (керувим), а средняя символизирует присутствие Всевышнего в мире (шхина).
Пасхальное блюдо становится, таким образом, наглядной моделью мироздания, и аналогом святилища-мишкана.
Можно сказать, что пасхальное блюдо - съедобный Мишкан.
P.S. Pасширенная версия этой заметки см. здесь http://misli-vslyx.weebly.com/1054-107410771095108510861084/5
Мой первый пасхальный седер прошёл в синагоге Волгограда, когда впервые в нашем городе появился раввин со своей семьёй в 1999. А после олии в Израиль моя семья проводит седер с семьей родителей зятя, у них большая родня и каждый год седер проходит в какой-то из них. Особенно я люблю, когда его проводят в Мевасерет Цион под Иерусалимом. Там сама по-себе удивительная аура и слова "В будущем году в Иерусалиме" звучат особенно жизнеутверждающе.
Проще и понятнее для меня рассматривать пасхальное блюдо с метафизических позиций, как модель Мишкана (скинии), предшественнице первого храма. В талмудические времена, пасхальное блюдо не упоминается, только
элементы, составляющие блюдо и расположенные на
нем.
На протяжении веков были выдвинуты различные каноны блюда, чаще всего объясняемые обыкновенным удобством: чтобы ведущий седера не забыл ни одного из этапов. На самом деле, еще в XVI в. первым, открыто говорившим о метафизическом строении блюда, был р. Ицхак Лурье.
В его системе 10-ть составляющих ингредиентов (блюд), выставленных именно в принятом порядке соответствуют 10-ти элементам мироздания (сфирот):
Три мацы - кетер (венец непостижимого - Нептун), хохма (откровение мудрости - Уран), бина (восприятие разума - Сатурн). (Невидимый сефирот - даат (ключи знания - Вулкан, Хирон).
Зроа (куриная или баранья нога) - хесед ( величие добра - Юпитер),
Бейца (яйцо) - гвура (сила правды - Марс)
Марор (горький овощ) - тифъэрет (красота совершенства - Солнце).
Харосет (особое повидло) - нецах ( торжество жизни - Венера).
Карпас (зелень) - hод (слава возможности - Меркурий).
Второй марор (вместо него обычно кладут хазерет - хрен) - йесод (основа порождения - Луна).
Само блюдо – малхут (царство действительности - Земля, Церера)
Основные элементы метафизического строения мира в иудаизме.
1. нижний - материальный мир, состоящий из треугольника нешама (душа) - гуф (материя) - оз (энергия).
В пасхальном блюде присутствуют три элемента, отчётливо символизирующие дух (хазерет), материю (харосет) и энергию (карпас-зелень).
Хазерет (хрен). Основная черта - не столько горький вкус -это свойство обычного марора, сколько запах. На иврите реах - "запах", руах -"дух". Слово "хазерет", от глагола ХЗР "возвращаться", намек на то, что душа, в отличие от остальных элементов, неистребима и имеет способность возвращаться к жизни после смерти.
Харосет (пасхальное повидло). Аналогия с землёй проводится ещё в Талмуде, что делает харосет воплощением материи. Харосет символизирует именно телесное, материальное, плотское начало в человеке - облагороженное духом (ингредиенты харосета все взяты из Песни Песней - мистического гимна телесной любви).
Карпас (зелень; буквально - сельдерей). Зелёные растения символизируют фотосинтез, и таким образом представляют на блюде энергию.
2. Верхний мир опирается на три основы: эмет (истина) - дин (закон) - шалом (гармония). Следующие три элемента традиционного блюда отчётливо связаны с ними:
Марор (горький овощ). "Горькая истина" - выражение устойчивое. Горечь - отчётливое, отрезвляющее чувство. Марор символизирует истину.
Зроа (букв. "рука"; куриная или баранья нога). "Рука закона". Символизирует Божественный закон.
Бейца. Яйцо - совершенная структура, символизирующая гармонию; в Талмуде оно ассоциируется с праздничной жертвой хагига, которая тоже относится к шламим - "гармонизирующим жертвоприношениям".
3. Между верхним миром (7-й этаж семиуровневой модели Вселенной) и нижним (1-й уровень) находится средний мир (4-й уровень), посвящённый прямому общению низа и верха. На этом уровне происходит метафизическое действие. На пасхальном блюде эту роль играет
Маца - квинтэссенция понятия "еда": мука и хлеб, без всякой примеси, даже без воздушности, видимости, характерной для обычного хлеба. На иврите эссенция - тамцит, от того же корня, что и маца. Блюдо содержит три мацы. Верхняя и нижняя маца: полюса (керувим), а средняя символизирует присутствие Всевышнего в мире (шхина).
Пасхальное блюдо становится, таким образом, наглядной моделью мироздания, и аналогом святилища-мишкана.
Можно сказать, что пасхальное блюдо - съедобный Мишкан.
P.S. Pасширенная версия этой заметки см. здесь http://misli-vslyx.weebly.com/1054-107410771095108510861084/5
Комментариев нет:
Отправить комментарий