Случалось ли вам принимать спонтанные решения?! Выбирать дорогу, я не о
той, которой идти по жизни. Просто, вдруг решил и поехал куда-то, или свернул в
лесу на не изведанную тропинку или вдруг оказался в таком месте, где до тебя,
сотни веков назад, жило несметное количество разно - племенного люда со своими
помыслами, взглядами на жизнь, просто трудяг, которые жили, что бы выжить. А ты,
сегодняшний, сел в комфортабельный автобус, с классным гидом и наслаждаешься
мелькающими за окном пейзажами. Слышишь
об умопомрачительных историях,
происходивших здесь, о которых ты ещё вчера имел смутное представление или
вообще не представлял себе, что именно здесь всё и происходило. Это было так давно, что и не сразу сообразишь,
что ты и судьбы людей минувших тысячелетий переплетаются на твоём пути. Не знаю, как вам, но со мной, в
такие моменты, происходит
какое-то расслоение жизненных эпох и я ощущаю себя втянутой в невероятную историческую круговерть. Именно такими были мои ощущения в последнем путешествии, которое я описываю уже четвертым постом. Добрались-то мы только до возвышения нового города, эпохи римского владычества, выросшего рядом с опустевшей древней Мараша. Римская держава, главная суперсила тогдашнего мира, простиралась от Англии до Ирака. И Бейт Говрин строился как образцовый римский город. До 68 года нашей эры жили в нем в основном потомки эдумеев. Но за два года до этой роковой даты эдумеи присоединяются к еврейскому восстанию против Рима, древний историк Иосиф Флавий пишет об отрядах эдумеев, обороняющих вместе с евреями Иерусалимский храм. И вот карательный отряд римлян в 68 году сметает город с лица земли вместе с населением, и затем город возрождается уже как римско-греческий полис, а спустя всего два года та же судьба ожидала и сам Иерусалим. Но об этом знаем мы - сегодняшние, которым от того периода остался почти не тронутый временем римский амфитеатр. Двести лет на его арене лились потоки крови гладиаторов, восставших рабов и христианских мучеников. А затем сама империя становится христианской и амфитеатр превращают в городской рынок.
какое-то расслоение жизненных эпох и я ощущаю себя втянутой в невероятную историческую круговерть. Именно такими были мои ощущения в последнем путешествии, которое я описываю уже четвертым постом. Добрались-то мы только до возвышения нового города, эпохи римского владычества, выросшего рядом с опустевшей древней Мараша. Римская держава, главная суперсила тогдашнего мира, простиралась от Англии до Ирака. И Бейт Говрин строился как образцовый римский город. До 68 года нашей эры жили в нем в основном потомки эдумеев. Но за два года до этой роковой даты эдумеи присоединяются к еврейскому восстанию против Рима, древний историк Иосиф Флавий пишет об отрядах эдумеев, обороняющих вместе с евреями Иерусалимский храм. И вот карательный отряд римлян в 68 году сметает город с лица земли вместе с населением, и затем город возрождается уже как римско-греческий полис, а спустя всего два года та же судьба ожидала и сам Иерусалим. Но об этом знаем мы - сегодняшние, которым от того периода остался почти не тронутый временем римский амфитеатр. Двести лет на его арене лились потоки крови гладиаторов, восставших рабов и христианских мучеников. А затем сама империя становится христианской и амфитеатр превращают в городской рынок.
А в 200 году нашей эры
город переименовывают в Элевтерополис (город свободных людей), но арабы,
завоевавшие его еще через 400 лет после этого, возвращают ему его до римское
название, выговаривая его правда на свой манер - Бейт Джибрин, а порой произнося его и как Бейт
Джибриль (по-арабски - архангел Гавриил). Город вновь расцветает ненадолго при пришедших сюда из Европы в 1099 году
крестоносцах, которые делают его главным форпостом на юге своего Иерусалимского
королевства. И так длится полсотни лет.
Но в 1153 году рыцари
(христиане) наконец бегут штурмом стоящий неподалеку могучий Аскалон, переносят
туда центр провинции, и Бейт Говрин быстро хиреет, превращается в деревушку. И
еще через сотни лет турки, новые владельцы страны, строят на запустелых
развалинах небольшую крепость. На раскопках города, рядом с величественным
овалом амфитеатра, археологи расчистили от земли комплекс строений, олицетворяющих
собой всю необычно - пеструю историю
Бейт Гуврина. Внизу там видны мозаики и колонны древней раннехристианской
церкви, они рассечены пополам стеной более поздней крепости крестоносцев,
ставшей в свою очередь еще позднее основанием для мусульманской мечети. А рядом
- старая турецкая крепость,
стоящая как на опорах, на ушедших от времени в землю намного более древних
римских сводах и арках. И таков он весь - Бейт Говрин. На этом можно было бы
закончить рассказ о замечательно проведенном дне, познакомившем с древнейшими
событиями, происходившими на заре
человечества.
Но в этот момент, наш автобус как раз свернул на шоссе и проехал
мимо места, в которое шли в воскресенье вечером двое учеников Иисуса,
Клеопа и Лука. Оба такие печальные, они
шли и разговаривали. Вдруг подошел к ним сам Иисус Христос и спросил: " О
чем это вы разговариваете? Отчего так печальны?" Ученики не узнали Учителя и ответили:
"Неужели ты, побывав в Иерусалиме, не слышал, что в эти дни случилось? Он
спрашивает: "А что такое?" Клеопа и Лука, приняв его за незнакомца,
говорят: " А об Иисусе Назорее, Пророке,творившем чудеса и учившем людей,
ты слышал? Как первосвященники и начальники наши осудили его и распяли, тоже не
слышал? А мы надеялись, что он Мессия, который спасет людей. Но сегодня уже
пошел третий день, как он в гробу. Рано утром у гроба были какие-то женщины,
они не нашли Его тела, но видели ангелов, которые сказали им, что Спаситель
жив. Там же были некоторые ученики Христа, но его
самого не видели". Он сказал ученикам: " Плохо вы понимаете
предсказания пророков. Разве не следовало Христу сначала пострадать, а потом
прославиться, воскреснуть?" Он растолковал им все пророчества о Христе.
Подошли к деревне Эммаус , что примерно в десяти километрах от Иерусалима. Спутник апостолов
хотел идти дальше. Но Клеопа и Лука просят его остаться с ними, ведь уже поздно. Христос вошел с ними
в дом. Сели ужинать. Он берет хлеб, благословляет его, разламывает и подает
ученикам. Тут только ученики увидели, что это их Учитель, Иисус Христос, и
узнали его. Но он вдруг стал невидим и исчез. Тогда Клеопа и Лука стали говорит
друг другу: "Не горело ли, не чувствовало ли наше сердце, когда Он
разговаривал с нами на дороге и объяснял нам писания!". Они очень
досадовали на себя, что не догадались, что это их Учитель, и не узнали Его. Клеопа и Лука не остались ночевать в Эммаусе
и вернулись в Иерусалим. Они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие
ученики, сообщившие, что Христос жив и являлся Симону и Петру. Клеопа и Лука тоже всем рассказали, как он шел и разговаривал с
ними и как они узнали его только тогда, когда Он разломил и дал им хлеб". Однако, т.к. евангелист Лука не принадлежал к
числу Апостолов и потому не был таким же, как они, очевидцем. Хотя предание и причисляет
Луку, как и Марка, к 70 ученикам Иисуса Христа и не сомневается в
том, что он был одним из двух учеников, которым по дороге в Эммаус явился Иисус Христос после Своего Воскресения,
однако, сам Евангелист Лука об этом ничего не говорит; поэтому будем считать
его только историком, собирателем тщательно исследованных сведений. Вот так, в
полу-дреме, то ли привиделась, то ли вспомнилась мне известная притча далекого
соплеменника, жизнь которого, короткая, но неординарная заставляет до сих пор
массу интереса, споров, сомнений и дискуссий. А в памяти моей всплыла и
озарилась новым смыслом фраза великого О.Генри, которого на самом
деле звали Уильям Сидней Портер (но это уже совсем другая история): "Суть не в дороге, которую мы выбираем;
нас заставляет выбирать дорогу то, что внутри нас"
Начало описания моего субботнего путешествия (в четырёх публикация): http://palmochka.blogspot.co.il/2015/02/blog-post.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий